Зеленый шум (сборник) читать онлайн. Тема: Бессоюзное сложное предложение Ехал сюда рожь только начинала желтеть

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок ружье дало осечку (Чехов); Упадет луч солнца на траву (Горький); Метелица был уже совсем близко от костра вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Фадеев); Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (Шукшин);

2) если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ), например: Прошла неделя, месяц он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу нет зверя (Лермонтов); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать ноги не повиновались (Гончаров); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав они усугубляют свои; народ умирает с голоду они сыты, народ вооружается и идет громить врагов они выгодно поставляют сукна, провиант (Герцен); На дворе палил летний зной в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (Бунин); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Паустовский); Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили (Неверов); Смелые побеждают трусливые погибают (пословица);

3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда ), например: Я умираю мне не к чему лгать (Тургенев); Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (Фадеев); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажег шнуры они вспыхнули (Попов).

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего : Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец... (Пушкин); Мы ехали сзади : никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра : выйти невозможно (Тургенев);Володина лошадь хромала : папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности : он стал недоверчив, желчен... (Достоевский).

4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ), например: Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (Пришвин); Обветренное лицо горит, а закроешь глаза вся земля так и поплывёт под ногами (Бунин); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед все двигались вперед; покажет назад все медленно пятились назад (Катаев); Красивый парень. Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик учитель (Шукшин); Пашню пашут руками не машут (пословица);

5) если первая часть обозначает услови е совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если,когда в значении «если», например: Будет дождик будут и грибки; будут грибки будет и кузов (Пушкин); Что нужно будет скажите Павлу или Татьяне (Тургенев); Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (Чехов); Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Ругаться будут не бойся (Гладков); Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова). Ср. пословицы: Назвался груздем полезай в кузов; Любишь кататься люби и саночки возить; Упустишь огонь не потушишь; Взялся за гуж не говори, что не дюж; Волков бояться в лес не ходить; Лес рубят щепки летят; Пожалеешь лычка отдашь ремешок; Смерти бояться на свете не жить и др.;

6) если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто ), например: Молвит слово соловей поет (Лермонтов);

7) если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта, например: Кто-то скребется, мне показалось мышь; Ты позвони в квартиру, бабушка спросит кто, назовись;

8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении, например: На стене ни одного образа дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально это бросилось Клебе в глаза (Федин); Идет большая вода это всего интереснее (Горбатов).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Приказ есть приказ так его воспитал фронт (Воробьев); Кривые улицы, маленькие деревянные дома такой была Москва в начале века.

Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т.д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно : на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодежь ушла : на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодежь ушла на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Объясните, почему поставлено двоеточие в БСП.

а) В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела (К.Паустовский).

б) Взглянул на часы: они показывали начало восьмого (Фад.)

в) Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки (В.Жуковский).

г) Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом (А.Толстой).

д) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить ? (Чехов)

е) Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр.).

2. Объясните постановку тире в БСП

а) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов).

б) Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя (Лермонтов)

в) Выпал снег – в центре города начались автомобильные пробки. Я умираю – мне к чему лгать . Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород.

г) Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят (Пришвин); Победим – каменный дом построишь (А. Н. Толстой)

д) Будет дождик – будут и грибки. Ругаться будут – не бойся. Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает (Панова)

е) Она была в потрясающем платье – такие я видела только на фото в глянцевых журналах.

ж) Посмотрит – рублем одарит (Некр.)

з) Купила я своему псу парик – вора с инфарктом в реанимацию отвезли .

3. Сделать синтаксический разбор

Через минуту опять визг и смех: пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если содержание первой части указывает время, условие, причину того, о чём говорится во второй части, а также если содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй части .

1. Ехал сюда - рожь начинала желтеть. (М. Пришвин.)

Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда ).

2. Поработаешь до поту - поешь в охоту. (Пословица.)

Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если ).

3. Вдруг мужики с топорами явились - лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов.)

Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как ), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому ).

4. Лето припасает - зима поедает. (Пословица.) Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но ).

5. Берёза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов)

Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём сказано в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто ).

199. Прочитайте предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией. Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях, пользуясь образцами рассуждений, данными в правиле.

Учтите, что в некоторых случаях значение первой части можно определить по-разному: и как временное, и как условное. Например: Увидел грача - весну встречай . (Пословица.) (Когда увидел грача, весну встречай или: Если увидел грача, весну встречай ).

Выпишите четыре бессоюзных предложения, соответствующих приведённым в правиле схемам. Составьте интонационную схему выписанных предложений.

1. Проб..вал бежать - ноги от страха не двигались. (Л. Толстой.) 2. А побьёт он меня - выходите вы за святую правду-матушку. (М. Лермонтов.) 3. Щепотки волосков лиса не пож..лей - остался б хвост у ней. (И. Крылов.) 4. Солнце выглянуло - она повеселела. (В. Короленко.) 5. Вы раздвин..те мокрый куст - вас так и обдаст накопившемся запахом ночи. (И. Тургенев.) 6. Биться (в)одиночку - жизни не перевернуть. 7. Проголодаешься - хлеба достать догадаешься. 8. В ступе воду толочь - вода будет. 9. Богатырь умрёт - имя его остане(т, ть)ся. (Пословицы.)

200. Расставляя пропущенные знаки препинания, выпишите сначала простые предложения, затем сложные. Подчеркните грамматические основы предложений.

В каких бессоюзных сложных предложениях значение может быть понято и как условное, и как временное?

1. Летом дома сидеть зимой хлеба не иметь. 2. Трусливому каждый ш..рох беда. 3. В..юги да м..тели под февраль полетели. 4. Сугроб да в..юга два друга. 5. Июль макушка лета декабрь шапка зимы. 6. Солнце пр..греет всё поспеет. 7. Весной сутки прогуля..шь неделей (не)наверста..шь. 8. Ветер поду..т следы зам..тёт. 9. Мерить ветер (не)хватит вёдер. 10. Много снега много хлеба. 11. Много воды много травы. 12. Зима без снегу лето без хлеба. 13. В осеннее (не)настье семь погод на дворе се..т ве..т мут..т крут..т рвёт (с)верху л..ёт а (с)низу м..тёт. 14. Больше снега на полях больше хлеба в закромах. 15. Зимой снег глубокий летом хлеб высокий. 16. Снега наду..т хлеба пр..будет вода разол..ётся сена наб..рётся. 17. Не хочешь холоду полюбишь лес (с)молоду. 18. Лето при-носиха зима подбериха.

(Пословицы.)

201. Бессоюзные сложные предложения широко используются в устно-разговорной речи, а также в произведениях художественной литературы, особенно в диалогах и монологах героев, когда писатели стремятся отразить особенности синтаксиса устной речи. Найдите в 3-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите их и объясните постановку знаков препинания.

202. Сочинение. Картина Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка» (из серии «Волга - русская река») написана в 1944 году в конце Великой Отечественной войны. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую. спокойную красоту. На картине мы видим село в целом, его панораму: оно вольно раскинулось по пологим склонам большого оврага, заросшего травой, кустарником, деревьями.

Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину, чтобы нашим глазам открылась эта панорама? Какое время года изобразил художник? Почему на его картине преобладают блёклые золотистые краски? Что изображено на переднем плане? Что синеет на горизонте? Какие детали привлекли ваше внимание? Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас. притягивают к себе?

Выберите возможную ситуацию и запишите ваш рассказ или отзыв.

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Образовательные:

Систематизировать материал по синтаксису бессоюзного сложного предложения;

совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

Развивающие:

Развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

Развивать умения создавать схемы БСП;

Развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

Воспитательные:

Воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

Воспитывать интерес к изучению предмета.

Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения в БСП, умеют расставлять знаки препинания.

Наглядности: интерактивная доска, карточки с заданиями, видеотест, конверты с заданиями, маркеры, клей.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

а) Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.

б) деление на группы по карточкам со схемами бессоюзных предложений.

А) с тире -- Б) с двоеточием :

II. Тема и цели урока (2-мин)

Что нарисовано на карточках?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Да, верно. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Наша цель — повторить и обобщить знания по теме «БСП».

Оценивать свое участие на уроке будете сами. Для этого на карточках будете ставить оценку в соответствующей колонке, а в конце урока сложите все цифры и разделите на количество всех заданий, и таким образом получится оценка за урок.


III. Повторение изученного о БСП

1. «Повторенье – мать ученья». Составление концептуальной карты (БСП) - 3мин

2. Таксономия Блума – 5 минут

Почему предложение наз-ся бессоюзным?

Почему ставится запятая в БСП?

Почему ставится точка с запятой?

Почему ставится двоеточие?

Почему ставится тире?

Видеоповторение с тестом – 8 минут

3. «Создай паспорт» (работа в группах) -5 минут.

(Например: 1. БСП 2. Состоит из 2-предложений 3. Ставится двоеточие, потому что...

4. Схема предложения

Разминка. 2-мин (Скелетоны)

4. «Почта». Задания для групп в 2-х конвертах – 5 минут

Набежали тучи, пошел дождь.

Служить бы рад – прислуживаться тошно.

За всё браться – ничего не сделать.

Я понимал: выручить нас может только случайность.

Печален я: со мною друга нет.

5. «Хочу спросить» -5 мин Что ставится?

IV. Рефлексия. «Телеграмма». 2-мин

Красный - отлично, желтый - хорошо, зеленый – плохо.

точка с запятой

двоеточие

V. Оценивание (считают баллы)

VI. Домашнее задание

1)- если части предложения тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом.

2) - если части менее связаны по смыслу и более распространены (внутри них есть дополнительные знаки препинания).

3) если второе предложение поясняет первое. и мысленно можно подставить союз а именно.

4) если второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию..

5) если второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

6)если первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если.

7) если второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части и ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что.

8) если в первое предложение может быть подставлен союз когда

9) если во второе предложение может быть подставлен союз а.

10) если части предложения тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие одновременно.



«Повторенье – мать ученья».

«Таксономия Блума»

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

Печален я: со мной друга нет.


Весь день простояли на месте, потому что сушили имущество и отдыхали.

В. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

С. Если гуси высоко летят, то воды будет много.

Группа «Удача». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

В. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

С. Когда настанет утро, двинемся в путь.

Группа «Радость». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания

А. Пробовал бежать, но ноги от страха не двигались.

В. Тихо пахать не годится, потому что вместо хлеба трава уродится.

С. Я сразу понял, что петух был где-то здесь.

Интересно было дупло у верхушки небольшой распадающейся от гниения березы. Высота ее - метра четыре, одно дупло было у самого верха, другое делалось немного пониже под грибком. Рядом с этим стволом дерева валялась его верхняя часть, трухлявая, насыщенная, как губка, водой. И самый ствол с дуплом плохо держался, - стоило чуть качнуть его, и он бы свалился. Но, может быть, долбежка была не для гнезда.


После грозы вдруг стало очень холодно, начался сильный северный ветер. Стрижи и береговые ласточки не летят, а сыплются откуда-то массой.

Этот непрерывный днем и ночью ветер, а сегодня при полном сиянии солнца вечно бегущие волны с белыми гребнями и неустанно снующие тучи стрижей, ласточек береговых, деревенских и городских, а там летят из Гремяча все чайки разом, как в хорошей сказке птицы, только не синие, а белые на синем… Белые птицы, синее небо, белые гребни волн, черные ласточки, - и у всех одно дело, разделенное надвое: самому съесть и претерпеть чужое съедение. Мошки роятся и падают в воду, рыба подымается за мошками, чайки за рыбой, пескарь на червя, окунь на пескаря, на окуня щука и на щуку сверху скопа.

По строгой заре, когда ветер немного поунялся, мы поставили парус и краем ветра пошли по огненному литью волн. Совсем близко от нас скопа бросилась сверху на щуку, но ошиблась; щука была больше, сильнее скопы, после короткой борьбы щука стала опускаться в воду, скопа взмахнула огромными крыльями, но вонзенные в щуку лапы не освободились, и водяной хищник утянул в глубину воздушного. Волны равнодушно понесли перышки птицы и смыли следы борьбы.

На глубине, где волны вздымались очень высоко, плыл челнок без человека, без весел и паруса. Один челнок, без человека, был такой жуткий, как лошадь, когда мчит телегу без хозяина прямо в овраг. Было нам опасно в нашей душегубке, но мы все-таки решили ехать туда, узнать, в чем же дело, не случилась ли какая беда, как вдруг со дна челнока поднялся невидимый нам хозяин, взял весло и повел челнок против волн.

Мы чуть не вскрикнули от радости, что в этом мире появился человек, и хотя мы знали, что это просто изморенный рыбак уснул в челноке, но не все ли равно: нам хотелось видеть, как выступит человек, и мы это видели.


Кукушка во время моего отдыха на поваленной березе, не заметив меня, села где-то почти рядом и с каким-то придыханием, вроде того, как если бы нам сказать: - а ну-ка, попробую, что будет? - кукукнула.

Раз! - сказал я, по старой привычке загадывая, сколько лет еще остается мне жить.

И только она выговорила свое «ку» из третьего раза, и только собрался я сказать свое «три»…

Кук! - выговорила она и улетела.

Свое три я так и не сказал. Маловато вышло мне жить, но это не обидно, я достаточно жил, а вот обидно, что если эти два с чем-то года будешь все собираться для какого-нибудь большущего дела, и вот соберешься, начнешь, а там вдруг "кук!"… Все кончится!

Так стоит ли собираться?

"Не стоит!" - подумал я.

Но, встав, бросил последний взгляд на березу - и сразу все расцвело в душе моей: эта чудесная упавшая береза для последней своей, для одной только нынешней весны раскрывает смолистые почки.


ВЕТЕР В ЛЕСУ

Ветрено, прохладно и ясно. В лесу "лес шумит", и через шум слышна яркая летняя песенка подкрапивника.

Лес шумит только вверху, в среднем ярусе, в молодом осиннике только дрожат и чуть слышно постукивают друг о друга нежные круглые листики. Внизу в травах полная тишина, и в ней, слышно, работает шмель.


Продолжается сушь великая. Речка пересохла совершенно, мостики деревьев, когда-то поваленных водой, остались, и тропинка охотников по уткам сохранилась на берегу, и на песочке свежие следы птиц и зверушек, по старой памяти приходящих сюда за водой. Они, правда, находят воду для питья кое-где в бочажках.


РОЖЬ НАЛИВАЕТ

Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи, как перина: это вышло оттого, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перинке со скатами рожь выходит лучше. В лучах заходящего солнца теперь каждая полоска-перина так пышна, так привлекательна, что самому на каждую хочется лечь и поспать.


ГОРЛИНКА

Мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается.


ЗАКАТ ГОДА

Для всех теперь только начало лета, а у нас закат года: деньки ведь уже убывают, и, если рожь зацвела, значит, по пальцам можно подсчитать, когда ее будут жать.

В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берез, белее мраморных колонн. Тут, под березами, еще цветет своими необыкновенными цветами крушина, боюсь, что плохо завязалась рябина, а малина сильная и смородина сильная, с большими зелеными ягодами.

С каждым днем теперь все реже и реже слышится в лесу «ку-ку», и все больше и больше нарастает сытое летнее молчание с перекличкой детей и родителей. Как редчайший случай - барабанная трель дятла. Услышишь вблизи, даже вздрогнешь и думаешь: "нет ли кого?" Нет больше общего зеленого шума, вот и певчий дрозд - поет как хорошо, но поет он один-одинешенек… Может быть, эта песенка теперь и лучше звучит - впереди самое лучшее время, ведь это самое начало лета, через два дня Семик. Но все равно, того чего-то больше уж нет, то прошло, начался закат года.


ОСИНКАМ ХОЛОДНО

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.


ОСЕННЯЯ РОСКА

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи - на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает…


В деревне овинный дух.

На утренней заре весело стучат гуськи - дубовые носки.

Гриб лезет и лезет.


ЛИСТОПАД

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался… Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.


Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят, и новая опять зеленеет. Тогда деревья в лесу сливались в одну зеленую массу, теперь каждое является само собой. И такая уж осень всегда. Она раздевает массу деревьев не сразу, каждому дает немного времени побыть и покрасоваться отдельно.

43
Похожие публикации