Духовный мир человека моего поколения. Духовный мир человека в разных религиях

Есть руководитель корабля по имени личность? Когда мы становимся инициативными? Почему в обществе так ценятся люди, наделенные чувством ответственности? Интеллигент и интеллектуал: можно поставить знак равенства?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Деятельность; духовные потребности; становления нравственности в человеке, мировоззрение; убеждения и вера.

Маркс, о духовном мире ЧЕЛОВЕКА

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается над жизненным путем, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвитию, самовиховуватися. Этот процесс подъема человеку! один из философов назвал "человеческим самостроительства". Объект (вы уже знаете, что это значит) этого строительства - прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова "мир". Оно многозначно. Здесь речь пойдет о отдельную сферу жизни - внутренний, духовный мир человека.

Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход. Обратимся к нему. Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом путями мифологического освоения жизни. Мифы создавало именно первоначальное жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали в себя познавательный опыт древнего человека.

Мифология была "населена" не только благородными богами и героями. Был и "злое начало": здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которой разошлись по миру бедствия, болезни, страдания. Эта извечная борьба добра и зла также неотъемлема от духовного мира человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовались как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу - с руководителем корабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело-конь, которым руководит всадник-душа. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как две самостоятельные основы. Идею о неразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему принадлежит также мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декорт отмечал: душа связана с телом не как руководитель с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое. Эта же идея высказывалась и в древнеиндийской философии.

Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух". Английский философ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово "дух" - это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума, замечает философ, бывают разные: склонность к нравственной нечистоплотности мы называем нечистым духом, склонность к злобе - злым духом, склонность к угрюмости - мрачным духом; сумм, вызванный мыслью о недостатке своих сил, называется упадком духа, а храбрость - это величие духа. Немецкий философ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостность мышления, деятельности, чувства.

Затем в научный оборот вошло понятие "духовная жизнь людей", охватывающая богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое создание новых.

Человек, у которого высоко развито духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: она приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает подражания гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И наоборот, человек, у которого духовная жизнь малоразвинуте, бездуховная.

Основа духовной жизни - сознание.

Духовный мир личности (ее микрокосм ) – это сложная, противоречивая система, включающая ряд элементов: 1) духовные потребности в познании и самовыражении; 2) знания о природе, обществе, человеке; 3) убеждения, основанные на мировоззрении; 4) вера, т.е. бездоказательное признание истинность тех или иных убеждений, разделяемых человеком; 5) способность к социальной деятельности; 6) чувства и эмоции; 7) цели, которые человек ставит перед собой; 8) ценности и идеалы, придающие смысл человеческой деятельности.

Важнейшую роль в духовной жизни человека играет мораль как система норм, выработанных самим обществом и поддерживаемых силой общественного мнения. Помимо норм, мораль включает идеалы, ценности, категории. Идеалом называют высшую цель человеческих устремлений, наиболее возвышенное в самом человеке. Ценности – это то, что является для человека важным, значимым, что составляет смысл его жизни. Различают социальные и личностные ценности. Ценности меняются с изменением самого общества. В основе современной цивилизации лежат общечеловеческие ценности, базирующиеся на идеях гуманизма. Они отражают духовный опыт всего человечества и являются культурными универсалиями; приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное развитие каждой личности.

Нравственными ориентирами в жизни человека являются категории: добро и зло, совесть, патриотизм, гражданственность. Нравственное воспитание человека осуществляется как под влиянием общества, так и вследствие самовоспитания личности. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов (целостное представление) на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеалы. Субъектами мировоззрения выступают отдельные люди, социальные группы и общество в целом. Даже если люди живут в одном обществе в одно и то же время, их мировоззрение может быть различным. Это зависит от их личных качеств, от условий формирования мировоззрения, от принадлежности к той или иной социальной группе. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (житейское, бытовое), опирающееся на личный жизненный опыт; 2) религиозное, основанное на религиозных взглядах и убеждениях человека; 3) научное, опирающееся на достижения современной науки и отражающее научную картину мира; 4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости и нравственном идеале.

Человек является носителем не одного, а группы мировоззрений. В своей жизни он может опираться как на научные познания, так и на практический опыт, веру в бога. Так, ученый может быть одновременно глубоко верующим человеком. Мировоззрение служит ориентиром в практической и теоретической деятельности человека, вооружает его методами деятельности, позволяет определить истинные ценности человека и общества, дифференцировать важное и второстепенное, содержит понимание мира и смысла жизни. Внутренний мир человека, его мировоззрение проявляются в поведении, которое может демонстрировать воспитанность человека, его представление о людях, ценностные ориентиры.


Под духовной жизнью общества понимают область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а присутствует в самом человеке, являясь частью его личности. Духовная жизнь человека отражает окружающий мир и является средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, устремления, ценности, идеи и цели людей. В совокупности они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь являясь одной из подсистем общества. Элементами духовной жизни общества являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Структура духовной жизни во многом схожа со структурой жизни материальной. Духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в создании и потреблении духовного продукта. Духовные потребности не заданы биологически, они формируются в процессе социализации личности. Рост духовных потребностей ограничиваются только объемом уже накопленных человечеством духовных ценностей и желанием человека преумножать их.

Духовную деятельность принято разделять на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных благ и ценностей: идей, научных теорий, художественных образов и произведений искусства, духовных связей человека. Духовно-практическая деятельность представляет собой сохранение, распределение, потребление духовных продуктов; направлена на изменение сознания людей.

Особенность духовного производства заключается в неотчуждаемости его продуктов от их непосредственного производителя. Продав стихотворение издателю, Пушкин не переставал быть автором и не лишался возможности перечитывать стихотворение. В отличие от потребления материальных ценностей размер духовных ценностей в ходе их потребления не уменьшается, а только возрастает. Духовное производство направлено на совершенствование всех сфер общественной жизни, способствуя развитию общества.

Произошедшие в нашем обществе радикальные перемены последних лет не могли не отразиться на духовной жизни населения страны. Наиболее заметной стала переориентация значительной части граждан России на стремление к материальному благополучию как главной цели жизни. Важнейшим мотивом при выборе работы стал размер заработной платы. Как показывают исследования, наименее развитым личностным потенциалом остается творческий, созидательный, чаще встречаются люди, склонные к созерцательности, нежели стремящиеся что-то создавать. Резко возросло влияние церкви, заполнившей духовную пустоту, образовавшуюся вследствие утраты советской системы ценностей.

Основную роль в ухудшении показателей духовной жизни общества сыграла менее развитая часть населения, все более руководствующаяся в жизни сугубо личными мотивами. Но именно в этой среде возросла общественная активность, благодаря чему на авансцену жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении социальные слои.

Культура выполняет ряд важных функций в жизни общества: 1) познавательную – создание целостного представления об эпохе и обществе; 2) оценочную – отбор общественных ценностей; 3) регулятивную – создание и требование выполнения норм общежития; 4) информативную – сохранение, передача и распространение сведений о достижениях общества; 5) коммуникативную – сохранение и передача культурных ценностей; 6) социализации – приобщение индивида к достижениям общества, формирование личности.

Духовный мир человека - это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. Этот мир выражает уникальный набор черт личности, который проявляется в индивидуальных особенностях его активности.

Духовный мир формируется в процессе социализации, когда складывается иерархия ценностей данной личности, которая может изменяться на протяжении всей жизни человека.

Что же такое ценности как элемент духовного мира человека?

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios - ценность и logos - учение).

Эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием. Начиная уже с Сократа и Платона , основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов , все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».

Попытку разделять ценности предпринял Аристотель. Он, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем, он утверждает и относительный характер большинства ценностей.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары. Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа. Здесь ценность есть не объективная реальность, а идеальное бытие. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокими являются ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности.

Каждый человек строит жизнь в соответствии с определенной системе ценностей, которая призвана удовлетворить его потребности.

Ценность - это материальное или духовное благо, к которому человек стремится, а, достигнув, старается удержать.

Благо - это явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека (вещь, идея, событие).

В этом смысле можно сказать, что ценности определяют способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. То есть, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Однако, несмотря на различие ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что они различны.

В западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как свобода, индивидуальность, богатство, конкуренция, равенство женщин в обществе.

В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки.

Целостность духовного мира человека проявляется в его мировоззрении.

Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем; совокупность ценностей, норм, убеждений и идеалов. Мировоззрение является фундаментом человеческого сознания. Оно может быть основано на различных знаниях и способах мышления. В зависимости от знаний, которые лежат в основе мировоззрения, оно может принимать следующие формы.

Мифологическое мировоззрение - фантастическое, т.е. выдуманное, представление о действительности. Классический пример - античная мифология. Данное мировоззрение доминировало в общественном сознании первобытного общества. Оно складывалось как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчленённая на отдельные виды. Это наиболее ранняя форма духовности человека, объединяющая зачатки знаний, верований, моральных норм, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления мира. Человек постепенно осмысливал природу и потому одушевлял её по аналогии с собой. В мифологическом сознании сочетались реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысли и эмоции.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы, которые играют главную роль в устройстве мира. Это мировоззрение предполагает раздвоение мира на земной и небесный, поклонение сверхъестественным существам. С угасанием первобытных форм общественного сознания мифологическое мышление начинает выражаться в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Религия - это один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Согласно богословскому толкованию религия связывает человека с Богом. Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Таким образом, религиозное мышление является исторически сложившейся формой мировоззрения, его очередным этапом развития.

Обыденное мировоззрение проявляет себя форме здравого смысла при решении практических задач. Оно играет значительную роль в жизни людей, но не всегда является достаточно продуманным, не лишено ошибок и заблуждений. Почти всегда трудности возникают при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные научные знания.

Научное (в том числе, философское) мировоззрение- рациональное объяснение мира, основанное на логическом анализе. Ему присущи доказательный и системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, выступает ядром мировоззрения. Рождение философии было одной из составных частей культурного развития человечества, обеспечившее резкий прирост теоретических знаний о мире. Одной из основных в философии является проблема предназначения человека, цели и смысла его жизни.

Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, и которую он вынужден постоянно решать. Этот вопрос - вечный. Каждое новое поколение пытается найти на него приемлемый ответ. Для некоторых людей эти поиски решения связаны с сильными душевными переживаниями. Эту проблему обостряют социальные факторы и события личной жизни человека: возрастные периоды, крутые изменения в личной судьбе, утрата близких людей и др.

Что же такое «смысл жизни»?

Смысл жизни - это совокупность идей, обосновывающих выбор человеком целей его существования и способов их достижения.

Цель жизни, чаще всего, строится из каких-то конкретных целей на отдельный период времени. А может быть наоборот: Большая Цель диктует промежуточные этапы ее достижения. Людей - миллиарды. У каждого свои интересы и цели. Поэтому единая для всех формула смысла жизни не возможна. Философия аккумулирует, анализирует опыт человечества по этой проблеме и даёт возможность познакомиться с вариантами решения этой проблемы. А каждый человек должен сам найти свой смысл жизни, прилагая для этого собственные духовные усилия.

Обращаясь к истории человеческой культуры, обществоведы выделяют несколько получивших распространение подходов. Широко известен религиозный подход , основанный на вере в божественное происхождение души, посмертное существование которой зависит от выполнения установленных религией норм поведения. Жизнь при этом теряет собственную ценность, становится лишь кратковременным средством обеспечения вечного духовного существования. Такой подход, естественно, ведет к аскетизму, самоограничению собственно человеческих потребностей и желаний. Близки к нему фаталистические настроения, характеризующиеся признанием изначальной заданное™, неизбежности происходящего, невозможности для человека радикально повлиять на события и смысл собственной жизни, не говоря о жизни своего народа, общества. Самое большее, что может человек, - пытаться сохранить свое внутреннее достоинство перед лицом неумолимого рока.

Прямо противоположно гедонистическое понимание смысла жизни, корни которого уходят в древнегреческую культуру. Гедонизм сводит смысл жизни к наслаждению, наслаждению любой ценой и как можно более полному.

Как показала история, в большинстве случаев реализуется подход, при котором смысл жизни человека переносится в сферу общественных отношений, подчиняется определенному социальному идеалу. Таким идеалом может быть патриотизм - служение Отечеству, своему народу. В качестве социального идеала может выступать благополучие, процветание нации, ее самоопределение, культура, благосостояние. К социальным идеалам относится и служение определенным классам, примером чего является социалистический идеал, связанный со стремлением к освобождению людей труда от экономической эксплуатации и социального неравенства. Человек может избрать целью своей жизни служение идеалам Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т.д. Опасность всех идеалов узко социального плана состоит в том, что их лозунги могут использоваться социальными экстремистами. При этом человек оказывается не целью, а лишь средством в руках неких социальных сил, его гуманистическое существование может оказаться под угрозой.

Широко распространен гуманистический подход , ориентированный на самовыражение, самореализацию человека во всех формах его существования. В частности, человек самоутверждается, совершенствуется в социобиологическом плане. Он стремится к тому, чтобы быть здоровым, физически развитым, нормально питаться, создавать семью, растить детей, пользоваться всей полнотой счастья, отведенного ему природой. В то же время человек как существо социальное стремится к общественной самореализации во всех значимых областях социальной жизни. Он должен многое дать обществу и многое получить от общества. Наконец человек как существо духовное вправе стремиться к самореализации в сфере высших для него нравственно-эстетических качеств. Как правило, это комплекс идей, включающих служение семье, Родине, Богу. С жизненным опытом понимание человеком цели и смысла его существования может изменяться, совершенствоваться, расширяться, приобретать новые формы выражения.

В настоящее время все больше распространяется подход, при котором в центр человеческого мировоззрения ставится сама жизнь, прежде всего биологическая жизнь нашей планеты. Этика «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) способствует гуманизации человеческого общества, облагораживает духовный мир человека, способствует уменьшению насилия, разрешению глобальных проблем современности.

Таким образом, к настоящему времени в философии сформулированы следующие варианты обретения смысла жизни.

  • 1. Смысл жизни в том, чтобы обеспечить исключительно личное благополучие , заниматься только собственным совершенствованием, беспокоиться только о личном спасении или удовольствии, славе или карьере и т.п.
  • 2. Смысл жизни в служении кому-то или чему-то (Богу, государству, науке, коммунизму, семье, совершенствованию человечества как венца природы и т.д.).

Эти варианты - крайности. В их основе противоположные жизненные позиции: эгоизм (эгоцентризм) и альтруизм (социоцентризм). Ведь каждый человек вынужден жить между двумя полюсами: Я (моё тело и душа) и Окружающий мир. Поэтому и существует две сферы его беспокойства: он сам и то, что его окружает. Но ни эгоизм, ни альтруизм в чистом виде, как правило, не доводят до добра и справедливости, более того, они в полном объеме никогда не могут быть реализованы. Поэтому в реальной жизни многие люди стараются держаться «золотой середины», т.е. других людей не озлоблять, но и себя не обделять.

Но находятся люди, которых указанные варианты не устраивают. Из них одни продолжают искать решение этой проблемы, а другие перестают ломать себе голову над этим. Их позиции описываются следующими формулами.

  • 3. Смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл ; если не мы, то следующие поколения найдут ответ на этот вопрос. Примечательно, в процессе своих поисков они фактически придерживаются той самой «золотой середины» между первыми двумя вариантами смысла жизни, т.е. служат своей Идее и при этом заботятся о своем благополучии, чтобы хватило сил идти к этой цели.
  • 4. В нашей жизни отсутствует какой-либо смысл ; в ней нет ничего такого, о чём можно было бы специально беспокоиться, нет цели, к которой нужно специально стремиться, поэтому нет смысла говорить о смысле происходящих событий. Живи одним мгновением. Но здесь тот же самообман. Есть и служение Принципу, есть и стремление не пропустить удовольствия.

Осознание смысла жизни включает в себя определенное отношение к смерти человека. Жизнь и смерть - вечные темы философского, нравственного, художественного осмысления. Обращение к данной проблеме является одним из самых существенных отличий человека от животного. Часто речь идет о соотношении жизни, смерти, бессмертия, которое рассматривается в нескольких основных аспектах и исходя из мировоззренческих основ той или иной культуры.

С научной (биологической) точки зрения, жизнь, рассматриваемая во вселенском масштабе, была порождена природой, и, следовательно, может порождаться ею и в дальнейшем. Жизнь и смерть - необходимые условия существования и эволюции всего живого, это эффективная форма развития и смены видов растений и животных. Без смерти не может реализоваться возможность приспособления к новым условиям существования, накопления необходимых изменений и их генетической передачи последующим поколениям. Каждое поколение, реализуя свой жизненный потенциал, обретает новые свойства, черты, которые должны быть переданы новому поколению, способному оценить достоинства и недостатки жизни предшествовавших поколений. Тем самым реализуется «социальная эстафета», столь необходимая для существования и развития человечества.

Биологическая и социальная «эстафета» предстает как основа представлений о бессмертии человечества: генетическое бессмертие, бессмертие достижений науки, нравственности, художественного творчества. Неизбежная личная смерть не должна служить основанием для пессимистического отношения к жизни и препятствием для самосовершенствования личности человека. Смысл жизни может быть заключен в стремлении осуществить социальное предназначение, реализовать духовный потенциал.

Вопросы для повторения:

  • 1. Что составляет духовный мир человека?
  • 2. Чем занимается аксиология?
  • 3. Каков смысл понятий «ценность» и «благо»?
  • 4. Что такое мировоззрение и каковы его виды?
  • 5. Что может выступать в качестве социального идеала?
  • 6. Каково соотношение цели и смысла жизни человека?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по обществознанию

Духовный мир человека

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому к себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект (вы уже знаете, что это значит) этого строительства, прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь речь пойдет об отдельной области жизни - внутреннем, духовном мире человека.

Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход. Обратимся к нему.

Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитывали в себя познавательный опыт древнего человека.

Мифология была населена не только благородными богами и героями. Было и злое начало: здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которой разошлись по миру беды, болезни, страдания. Эта извечная борьба добра и зла также неотъемлема от духовного мира человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так Платон сравнивал тело с кораблем, а душу - с кормчим корабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело-конь, которым управляет всадник-душа. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое. Эта же идея высказывалась и в древнеиндийской философии.

Много позже, в новоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух». Английский философ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» - это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума, замечает философ, бывают разные: склонность к нравственной нечистоплотности мы называем нечистым духом, склонность к злобе - злым духом, склонность к угрюмости - мрачным духом; печаль, вызванная мнением о недостатке своих сил, называется упадком духа, а храбрость - это величие духа. Немецкий философ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостность мышления, деятельности, чувства. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высокоразвита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание. И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен. Основа духовной жизни - сознание.

Сознание - высшая способность личности

Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.

Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том. Что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и вглубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то. Как она стремится выразить его. Воплотить свои цели и намерения в жизнь. Кроме способности целеполагания, которую глубоко осмыслили философы, сознание личности имеет и притязания. Ученые разработали теорию соотношения притязаний и достижений личности. Притязания выражают потребности. Мотивы личности, а также ее представление о себе: на что она способна, на что ориентирована, чего может добиться или заслужить и т.д.

При опросе старшеклассников о характере их будущей профессии одни опирались в ответах на критерии престижности, другие - на возможность помогать людям, а в притязаниях третьих был заложен критерий трудности данной профессии. В притязаниях взрослой личности уже видна ее ориентация либо на самое себя, свои силы, либо на внешнюю помощь, поддержку, успех, славу. В притязаниях присутствует и такая составляющая, как самооценка. Заниженная самооценка ведет к пассивности, неуверенности, слабо выраженной индивидуальности, низкой мотивации достижений. Но завышенная самооценка отнюдь не всегда означает высокую активность, оптимальные возможности. Такой человек в своих притязаниях переоценивает свои реальные возможности, а потому включается в деятельность с определенным грузом противоречий. Человека с низкой самооценкой ожидает неуспех, неудача, поэтому он становится зависимым от поддержки и контроля окружающих, от их оценки. И, как это ни парадоксально, человек с завышенными притязаниями, будучи самоуверенным, часто также оказывается зависимым от социального одобрения, успеха, поскольку не достигает желаемого своими силами.

В настоящее время представление об этом важнейшем механизме разработано более детально: понятие достижений заменено понятием удовлетворенности, а между притязаниями и удовлетворенностью выявлен механизм саморегуляции. Это позволяет проследить, как личность в своих притязаниях не только предвидит свои достижения, но и выдвигает (или не выдвигает) требования к самой себе, к способу получения результата, к способу деятельности. При одних притязаниях личность ориентируется на легкий успех, а потому демобилизуется в процессе деятельности, снижает самоконтроль, ослабляет саморегуляцию, действует в полсилы. При других, напротив, мобилизуются все силы, самоконтроль повышается, включается саморегуляция.

Удовлетворенность, так же как и притязания, предполагает осознанные оценки, критерии, при которых личность удовлетворена своим результатом (или не удовлетворена, даже если имеет социальный успех), и эмоциональные переживания. Последние повышают дальнейшую активность личности, ее уверенность в себе. Часто для человека в очень трудной ситуации важно не только достижение результата, но и то, что он преодолел трудности, сделал все, что мог, сохранил свое лицо. Удовлетворенность позволяет оценить, как были достигнуты результаты, стоил ли определенный результат слишком больших усилий, затраченных в процессе саморегуляции, или напротив, он достигнут слишком легко. А из этого анализа делаются выводы на будущее, формулируются к дальнейшей деятельности. Механизм, включающий типичный для каждой личности комплекс притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, и есть механизм активности. Активность часто отождествляется с деятельностью. На самом деле активность отвечает более жизненной потребности, чем деятельность, - потребности в деятельности, тогда как деятельность, по общему признанию, отвечает потребности в каком-либо предмете. Одна и та же по своему социальному и профессиональному содержанию деятельность может осуществляться активно или пассивно, инициативно, добровольно, с интересом или вынужденно.

Существуют две основные формы активности личности, которые раскрывают ее особенности как субъекта деятельности, общения и жизни в целом. Это инициатива и ответственность. Психологические исследования обнаружили, что у разных типов личности инициатива имеет разные характеристики. Например, среди старшеклассников один тип инициативен только когда становится лидером, другой - только когда внутренне или реально состязается с кем-нибудь, третий - только когда ему самому что-то покажется интересным. В целом инициатива характеризует самостоятельную личность, но в первых двух случаях ориентированную на других, а в последнем - на себя. Характер ответственности, так же как и характер инициативы, зависит от типа личности: один тип - исполнитель, который непосредственно выполняет лишь внешние требования; другой тип - личность, обладающая глубоким чувством внутреннего долга, которая исполняет его по своей воле и желанию, когда от нее ни группа, ни общество ничего не требуют; третий тип, как правило, инициативный, но возлагающий ответственность за выполнение своих инициатив на других и т.д.

Ответственность - наиболее важная характеристика личности как субъекта деятельности. В ней, как и в притязаниях, всегда присутствует определенное предвосхищение результата, за достижение которого личность

И возлагает на себя ответственность. Гарантируя его достижение своими силами, она берет на себя свою задачу деятельности весь ее контур, внутри которого анна может действовать свободно, творчески, на свой страх и риск. Однако ответственность гарантирует не любой результат, а определенного качества и в определенный срок. Вся личностная проблема ответственности заключается в том, что она дает гарантию достижения результата при любых непредвиденных трудностях. Гарантия, ответственность личности состоит не в том, чтобы сделать необходимое дело, а в том, чтобы выполнить его на необходимом высоком уровне, в срок и преодолеть неизбежные в нашем обществе трудности, возникающие по ходу деятельности.

Активность и сознание личности есть ее качества и как субъекта деятельности - это не только труд, необходимый для зарабатывания средств существования. Это и ее жизненные начинания, которые она не только реализует сама, но, доказывая их важность, пробивает, отстаивает, добиваясь признания их социальной важности.

Микрокосм человека

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека микрокосмом - в отличие от «большого мира» - «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, другой общие иногда для всего человечества, иногда для этнической лил возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека?

Начнем с духовной потребностью. Это, прежде всего потребности в знаниях о мире, о себе, смысле и значении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект.

Что такое интеллект? Слово это латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок», и означает способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имеется. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Отмечают также, что интеллект - это способность имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда, которая позволяет ему осознать свои собственные познавательные возможности, дает умение получить необходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности. Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуации и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной цвет, выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные маяки. Эти маяки не являются продуктом деятельности лишь того человека, который носит их в себе; как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационого развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять свое место в сложившейся системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность - это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Совокупность ряда лучших, можно сказать, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. - понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию. Вот как характеризовал интеллигентность современный мыслитель А. Лосев: «Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг». Интеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное». Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями: одному знания нужны, чтобы создать средство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому - чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации самому возможность его существования на Земле.

Личность реальная

Исследования реальной личности успешно осуществлялись в России в 20-х годах. Изучалась личность ребенка, растущего в определенной семье, имеющей определенный материальный и культурный уровень, характер взаимоотношений, обучающегося в определенной школе и т. д. однако вскоре эти исследования были запрещены, развитие ребенка стало объясняться с помощью умозрительных схем или отдельных частных наблюдений. Взрослая личность и сама проблема личности на много лет исчезли из поля зрения психологов, а когда вновь появились на сцене психологической науки, то предстали в виде идеала советского человека, который может все, а потому все должен. Современная отечественная психологическая наука в отличие от психологии недавней эпохи, когда идеал советского человека выдавался за сущность личности, направлена на исследование реальной личности. Изучая реальную личность, формирующуюся в ту или иную эпоху в конкретном обществе, психология и теоретически, и практически раскрывает механизмы и способы жизнедеятельности людей, которые в одних случаях оказываются личностно-незрелыми, пассивными, живущими приземленной, обыденной, бездуховной жизнью, а в других - интересными, плодотворно живущими, гуманными. Духовность и культура могут вырасти только на фундаменте личностно-полноценного человека. К сожалению, следует признать, что многие реалии нашей жизни не способствуют формированию духовной личности. Так, долгое время считалось, что наличие у ребенка матери - залог его полноценного развития. Однако последние исследования показали, что работающие, уставшие матери или родители, не придающие значения общению с ребенком, окружающие его только материальными заботами, не могут дать той любви, которая ему необходима. А следствием этого дефицита является агрессивность, умственная неполноценность, инфантилизм, а, следовательно, и бездуховность. Исчезновение московских дворов, о которых пел Б. Окуджава, привело к тому, что из образа жизни подростков этих дворов ушли игры, которые воспитывали самые разнообразные качества личности: инициативу и способность подчиняться дисциплине (правилам игры), способность действовать сообща и т.д. Погружение в виртуальный мир компьютера, как показывают исследования, зачастую тормозит развитие самостоятельности, чувства реальности.

Нередки случаи, когда к серьезным нарушениям в развитии личности ведут неправильные отношения между учителем и учеником. Особенно часто такая ситуация складывается в младших классах. Представьте себе, в школу приходит наивный, готовый любить нового взрослого, открытый, доверчивый ребенок и наталкивается на равнодушие взрослого. Ребенок замыкается, между ним и взрослым образуется барьер. Не секрет, что многие школьные характеристики ограничиваются фразами типа «вертится на уроках», «любит отвечать у доски» и т.д. Если взрослые видят только поведенческие, педагогически негативные особенности ребенка, то между ними образуется двойная блокада - взрослого раздражает бессилие его педагогики, ребенок прибегает к демонстративному, вызывающему поведению.

Ученые доказали что одного развития интеллекта, ума, на которое сегодня ориентированы подростки, далеко недостаточно для формирования нравственно полноценной личности. Скорее наоборот, именно глубина нравственного переживания содействует интеллектуальному прогрессу. выявлен тип детей, которые, находясь в конфликтной, насыщенной противоречиями семье, будучи интеллектуально развиты, холодно и рассудочно обсуждали нравственные проблемы, тогда как другой тип, с гораздо менее развитым интеллектом, всей душой, всеми чувствами переживая нравственные проблемы, становился зрелым и личностно, и интеллектуально.

Социальное мышление

Ставя перед учеными-психологами вопрос: «Чем наука может помочь человеку?» - Л.С. Рубинштейн, российский философ и психолог, отвечал: «Прежде всего, укрепить его духовно».

В настоящее время обесценились слова, обесценились многие понятия и идеалы, поэтому, как это ни парадоксально, укрепление духовности приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции. К сожалению, исследования обнаруживают в современном сознании некоторую рудиментарную форму коллективизма, сохранившееся в подсознании социальное сравнение. Это сравнение выглядит таким образом: «Я не лгу, а все кругом лгут», «Я не ворую, а все кругом воруют». Достоинства оцениваются не самим по себе, они доказываются только сравнением, которое доставляет удовлетворение тем, что у других этого нет, - своеобразное утверждение через отрицание, утверждение преимуществ «Я» через сравнение с другими, причем отрицательное. Это очень недалеко от того распространенного чувства коллективизма, которое недавно вело к покупке такого же дивана, как у соседа. Самостоятельность укрепляется собственными достижениями, собственными решениями, собственным моральным выбором и как психологическое качества удивительна тем, что укрепляет себя сама. Точно определенные притязания, дифференциация зависящего и независящего от собственных усилий, определение контура своей ответственности дают человеку, когда он начинает действовать, чувство свободы, способность определять события, а отсюда и самое главное - чувство уверенности в том, что живешь и делаешь верно. В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности.

Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции.

Хотя интеллектуальное развитие не ведет за собой автоматически нравственное, но работа сознания, осмысление действительности непосредственно связаны с отношением личности к жизни. Сознание, выявляющее смысл жизни, отношений, особенности поступков людей, есть особое социальное мышление.

В психологии детально исследованы механизмы и особенности мышления. Изучалось, как человек решает те или иные математические, физические задачи - стандартные или оригинальные, выявлялись интеллектуальные способности, их уровень. Но никогда не ставился вопрос о потребности в таком социальном мышлении, о том, насколько личность привыкла думать и обдумывать жизненно важные вещи.

Социальное мышление - это мышление реальной личности, связанное с ее жизненной позицией, ценностями, оценками. В нашем обществе постоянно уповали на сознание и сознательность людей. Но как развивается сознание, почему оно оказывается консервативным или прогрессивным, никогда по-настоящему не выявлялось, не исследовалось. Между тем самые первые исследования социального мышления показали, что люди могут читать, говорить о социальных проблемах своей личной жизни, но…не собираются их решать. Люди, привыкшие к тому, что в социуме все определено - и строй, и правила, и момент наступления коммунизма, оказались не в состоянии понять происходящее. А между тем для обеспечения самостоятельной жизненной позиции необходимо уметь осмыслять свои возможности и ограничения, причины поступков других людей, строить планы на будущее, сверяясь с социальной реальностью. Социальное мышление не только объясняет проблемы реальности, но и оценивает их относительно данной личности, поэтому способная к такому мышлению личность уже не живет чужим умом и социальными сравнениями с другими. Развитое социальное мышление - это привычка работать с проблемами, а не уходить от них; оно приучает личность жить и действовать в противоречивом изменчивом мире. Нравственные ценности стары как мир, но, для того чтобы реализовывать их в сверхсложном мире, недостаточно их чувствовать, необходимо понимать, как их отстаивать в мире господства денег, силы и несправедливости. Поэтому духовность личности - это не только ее способность подняться до уровня вечных истин и вечных ценностей. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.

Подобные документы

    Понятие и направления формирования духовной культуры как сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Особенности исследования ее формы и содержания, классификация и типы, значение в обществе.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Духовный мир личности. Взгляды человека на мир, на свое место в мире. Право человека на духовную свободу. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Смысл и значимость права человека на свободу убеждений, мысли, слова и совести.

    презентация , добавлен 02.09.2011

    Характеристика и общие понятия о потребностях, интересах и ценностях. Социализация потребностей человека. Диалектика объективного и субъективного в интересе. Интересы, ценности и формы духовной жизни общества. Способы интеграции человеческих ценностей.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Что такое духовный мир личности. Сущность и основа духовной жизни человека: вера, чувства, потребности, способности, стремления, цели. Интеграция в современную духовную культуру общества. Духовность как стремление преодолеть себя в своем сознании.

    реферат , добавлен 28.08.2009

    Проблема формирования личности. Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Личность и концепции её понимания. Типология и социализация личности. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции. Выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

    презентация , добавлен 27.05.2015

    Человек и общество. Современные представления о происхождении человека. Понятие индивидуальности и личности. Многообразие деятельности человека. Соотношение деятельности и общения. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный статус личности.

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .

Похожие публикации